Программа учебного курса
Пишем европейский роман (7-8 авторских листов):
Идея произведения, тема и выбор формы. Для кого и для чего следует писать. Вечное или актуальное. Какой роман никогда не опубликуют. Натурализм или реализм? Что можно в рассказе и повести, но нельзя в романе. Начинаем повествование: удар, толчок или сжатие пружины.
Приёмы и хитрости письма. Обуздываем себя и язык. Свободное письмо и поток сознания. Одна интрига, две интриги: кто больше? Вычленяем, усиливаем и пестуем конфликт. Время и место действия. Что такое авторский стиль: как отличить Антона Чехова от Чарльза Буковски и остаться собой. Роман в ритме босса-нова, повесть в ритме блюза. Тяжёлый металл графомании.
Построение сюжета. Сюжет и фабула: что вначале? В плену фабульного произведения. Сюжет по линейке и по ступенькам. Сюжет в обрамлении чепухи. Готовим шашлык из сюжета на пятерых гостей. Всё в мире происходит одновременно или вначале было слово, а только потом сгорел утюг. Эмоциональная композиция произведения и значение катарсиса. Расхожие сюжеты или что делать с близнецами, когда один из них бедный родственник, попавший в любовный треугольник.
Элементы жанра. Мистика и триллер. Фентези и приключения. Детектив и сентиментальная повесть. Шаблоны против воли автора. Шедевры в рамках жанра.
Авторские приёмы. Искусство замедлять и ускорять ритм. Перипетии и торможения. Нагоняем саспенс через препятствия, осложнения и ложные концы. Зачем нужна недосказанность и когда она запрещена. Секреты, тайны и другие авторские крючки. Зачем нужна дисциплина. Йога для прозаика или как не убить себя до окончания работы.
Действующие лица и исполнители авторской воли. Жестокая эксплуатация прототипов: Наполеон с внешностью и с характером соседа по даче. Наблюдаем за людьми: характерные черты и типажи. Вечное «Я» во всех героях. Как протагонист набил лицо антагонисту на глазах второстепенного героя. Смена фокальных персонажей как основной приём современной прозы. Выгоняем близнецов из дома и подаём милостыню проходным персонажам. Создаём характерные приметы и склад речи: хромаем, картавим, встаём на табурет. Прямое описание персонажа и проявление в действии.
Диалоги в прозе. Речевая характеристика персонажа: отличаем парня из Купчино от бабушки из Занзибара. Замедление и убыстрение ритма. Вопросы-ответы, утверждения-возражения. Что делать если один из персонажей кривляется и отказывается разговаривать.
Эмоции и чувства. Секреты описания. Смерть и болезнь. Любовь и разлука. Секс и вожделение. Очарование и… разочарование. Страх и ненависть. Зависть и грусть. Гоним автора из головы персонажа.
Типичные ошибки. Ошибки начала и конца, лексики и смысла, ошибки внутренних отношений. Природа – твой враг, уничтожай её! Неточные и лишние метафоры, штампы, клише и идиоматические конструкции. Автор влез в диалог персонажей и получил по носу. К чёрту подробности – гоните пафос прочь!
Саморедактирование и авторская стратегия. Режем и сокращаем: глобальная прополка. Справочники, а вовсе не бриллианты – лучшие друзья прозаика. Даём читать друзьям и учимся их не слушать. Ищем знакомого писателя. Ад на земле: отечественный литературный процесс. Зло самиздата. Как найти и не убить своего редактора. Вежливость, терпение и экономия дыхания. Ни дня без строчки.
Отзывы
1. Профессиональная оценка: ваше произведение будет прочитано так тщательно и глубоко, как не всякий роман известных авторов.
2. Индивидуальные рекомендации: с помощью мастера вы узнаете свои сильные и слабые стороны и научитесь исправлять технические недочёты, сохраняя органику текста.
3. Личный опыт: наставлять вас будет человек, который находится внутри литературного процесса. Вы узнаете все о расстановке сил в полку писателей и о ваших шансах пробиться к читателям. Честно. Весомо. С юмором. Для авторов любого уровня мастерства.
В занятиях Даниэля я больше всего люблю разбор текстов. Как опытный редактор, он умеет объяснить и авторскую удачу, и совершенную нелепость. Объяснить так, что ты без тени обиды будешь первым хохотать над своими "находками". Это учит думать о читателе и упорно оттачивать мастерство...
Когда, где и как?
Продолжительность - 4 недели. Формат: четыре трехчасовых вебинара: 2, 9, 16 и 23 февраля (по субботам) с 19.00 до 22.00 по московскому времени + консультации по выполнению заданий на неделе. Слушатели получат доступ к закрытой вебинарной комнате, в которой будут проводится занятия, закрытой группе в мессенджере для общения с преподавателем между вебинарами. Каждое занятие (каждый вебинар) - это теория, разбор текущего состояния работ слушателей (каждый будет писать свою историю) и набор заданий. По окончании курса выпускники получат Дипломы Лиterraтурной Школы.