• Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Программа учебного курса

Пишем европейский роман (7-8 авторских листов):

Идея произведения, тема и выбор формы.
Для кого и для чего следует писать. Вечное или актуальное. Какой роман никогда не опубликуют. Натурализм или реализм? Что можно в рассказе и повести, но нельзя в романе. Начинаем повествование: удар, толчок или сжатие пружины.

Приёмы и хитрости письма. Обуздываем себя и язык. Свободное письмо и поток сознания. Одна интрига, две интриги: кто больше? Вычленяем, усиливаем и пестуем конфликт. Время и место действия. Что такое авторский стиль: как отличить Антона Чехова от Чарльза Буковски и остаться собой. Роман в ритме босса-нова, повесть в ритме блюза. Тяжёлый металл графомании.

Построение сюжета. Сюжет и фабула: что вначале? В плену фабульного произведения. Сюжет по линейке и по ступенькам. Сюжет в обрамлении чепухи. Готовим шашлык из сюжета на пятерых гостей. Всё в мире происходит одновременно или вначале было слово, а только потом сгорел утюг. Эмоциональная композиция произведения и значение катарсиса. Расхожие сюжеты или что делать с близнецами, когда один из них бедный родственник, попавший в любовный треугольник.

Элементы жанра. Мистика и триллер. Фентези и приключения. Детектив и сентиментальная повесть. Шаблоны против воли автора. Шедевры в рамках жанра.

Авторские приёмы. Искусство замедлять и ускорять ритм. Перипетии и торможения. Нагоняем саспенс через препятствия, осложнения и ложные концы. Зачем нужна недосказанность и когда она запрещена. Секреты, тайны и другие авторские крючки. Зачем нужна дисциплина. Йога для прозаика или как не убить себя до окончания работы.

Действующие лица и исполнители авторской воли. Жестокая эксплуатация прототипов: Наполеон с внешностью и с характером соседа по даче. Наблюдаем за людьми: характерные черты и типажи. Вечное «Я» во всех героях. Как протагонист набил лицо антагонисту на глазах второстепенного героя. Смена фокальных персонажей как основной приём современной прозы. Выгоняем близнецов из дома и подаём милостыню проходным персонажам. Создаём характерные приметы и склад речи: хромаем, картавим, встаём на табурет. Прямое описание персонажа и проявление в действии.

Диалоги в прозе. Речевая характеристика персонажа: отличаем парня из Купчино от бабушки из Занзибара. Замедление и убыстрение ритма. Вопросы-ответы, утверждения-возражения. Что делать если один из персонажей кривляется и отказывается разговаривать.

Эмоции и чувства. Секреты описания. Смерть и болезнь. Любовь и разлука. Секс и вожделение. Очарование и… разочарование. Страх и ненависть. Зависть и грусть. Гоним автора из головы персонажа.

Типичные ошибки. Ошибки начала и конца, лексики и смысла, ошибки внутренних отношений. Природа – твой враг, уничтожай её! Неточные и лишние метафоры, штампы, клише и идиоматические конструкции. Автор влез в диалог персонажей и получил по носу. К чёрту подробности – гоните пафос прочь!

Саморедактирование и авторская стратегия. Режем и сокращаем: глобальная прополка. Справочники, а вовсе не бриллианты – лучшие друзья прозаика. Даём читать друзьям и учимся их не слушать. Ищем знакомого писателя. Ад на земле: отечественный литературный процесс. Зло самиздата. Как найти и не убить своего редактора. Вежливость, терпение и экономия дыхания. Ни дня без строчки.

Эксперт и ведущий курса
ДАНИЭЛЬ ОРЛОВ
Писатель, драматург, геофизик по образованию. Работал в экспедициях на Полярном Урале. С конца девяностых возглавлял различные журнальные и книжные издательства. Автор сборника стихов и четырех книг прозы. Организатор литературной группы «Ленинградское дело». Публикуется в журналах «Дружба народов», «Октябрь», «Знамя», «Нева», «Зинзивер» и др. Рассказы переведены на сербский и датский языки. Лауреат премии им. Н.В.Гоголя за роман «Саша слышит самолеты» (2015). Лауреат международного конкурса на лучшую пьесу года «Автора - на сцену!». Член Союза писателей Санкт-Петербурга и международного PEN-клуба. Президент фонда «Русский текст».
Image

Отзывы

Мария Шурыгина
Писатель. Автор издательства АСТ. Публикуется в журналах «Новый свет», «День и ночь» и др.
...У семинара Даниэля Орлова есть один громадный минус – слишком быстро заканчивается. Как праздник. Но после праздника остаются только воспоминания, а после семинара – много чего. Новые идеи, энергия письма, «льзя и нельзя» в тексте и, конечно, работа над услышанным, которая совершенно необходима, чтобы чужая мысль стала твоей. Или не стала, так тоже бывает. Но Орлов расскажет о том, что прожил и понял сам, пропустил через себя, через собственные душевные и мозговые фильтры. И многие твои иллюзии «как надо писать» осыплются сами собой, потому что против здравого смысла и опыта не попрешь. В этих семинарах нет менторства и назидательности. Научить писать с позиции силы и авторитета невозможно. Все достойные учителя на твоем пути – эти такие спусковые крючки таланта. Орлов скажет тебе, что проза – это джаз. Ты, конечно, запомнишь, хотя эта мысль еще чужая и ей неуютно в твоей голове. Но настанет момент, когда вдруг очень четко, будто неонку зажгли: да, точно – джаз! А значит, можно все. И ты уже знаешь, как...
Анна Рябчикова
Литературный критик. Директор Петербургского отделения «Creative writing school/ Литературные мастерские». Бывший Главный редактор портала «Прочтение».
...Ценность занятий Даниэля Орлова заключается в трех вещах:
1. Профессиональная оценка: ваше произведение будет прочитано так тщательно и глубоко, как не всякий роман известных авторов.
2. Индивидуальные рекомендации: с помощью мастера вы узнаете свои сильные и слабые стороны и научитесь исправлять технические недочёты, сохраняя органику текста.
3. Личный опыт: наставлять вас будет человек, который находится внутри литературного процесса. Вы узнаете все о расстановке сил в полку писателей и о ваших шансах пробиться к читателям. Честно. Весомо. С юмором. Для авторов любого уровня мастерства.
В занятиях Даниэля я больше всего люблю разбор текстов. Как опытный редактор, он умеет объяснить и авторскую удачу, и совершенную нелепость. Объяснить так, что ты без тени обиды будешь первым хохотать над своими "находками". Это учит думать о читателе и упорно оттачивать мастерство...

Когда, где и как?

Учебный курс "Шанс на бестселлер или как написать роман" начнется 2 февраля 2019 г. 

Продолжительность - 4 недели. Формат: четыре трехчасовых вебинара: 2, 9, 16 и 23 февраля (по субботам) с 19.00 до 22.00 по московскому времени + консультации по выполнению заданий на неделе. Слушатели получат доступ к закрытой вебинарной комнате, в которой будут проводится занятия, закрытой группе в мессенджере для общения с преподавателем между вебинарами. Каждое занятие (каждый вебинар) - это теория, разбор текущего состояния работ слушателей (каждый будет писать свою историю) и набор заданий. По окончании курса выпускники получат Дипломы Лиterraтурной Школы. 

Стоимость курса
9 900 рублей

Получать новости
Лиterraтурной Школы